• Facebook - Grey Circle
  • Instagram - серый круг

Tel: +7 (903) 520-28-27  |  Email: kafkaandhiskind@gmail.com

Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение

© 2020 Kafka and his kind

© 2020 Designed by Jenny Kurpen

Please reload

Недавние посты

Пять книг для тех подростков, кто знает, что такое одиночество в толпе

October 31, 2018

1/10
Please reload

Избранные посты

Почему философия должна стать обязательным предметом для студентов?

Illustration: Felicita Sala

 

Если бы я был самым главным человеком в высшем образовании, хоть такой должности и не существует в природе, я бы потребовал, чтобы у каждого студента был один обязательный курс по философии. А если бы я был самым-самым главным человеком, то я бы потребовал, чтобы все студенты брали по два курса философии - один в течение их первого года обучения в университете, а второй перед окончанием.


На первый взгляд это требование может показаться странным, особенно от меня. Я - психолог, если брать более широко, то я занимаюсь социальными науками, я не философ и не гуманитарий. И что еще более печально, я сам никогда не изучал философию.


Я стал размышлять о философии в связи с двумя недавними событиями. Год назад Mills College закрыл прием на специализацию по философии и включил ее в междисциплинарную специализацию - один из многих примеров того, как все больше университетов упраздняют специализацию в гуманитарных областях. Что касается позитивных моментов, то в январе этого года Johns Hopkins University получил пожертвование в 75 млн долларов на развитие своего философского факультета. Мне пришло в голову, что эти деньги было бы хорошо использовать на разработку новых востребованных курсов по философии, которые пошли бы на пользу и факультету, и студентам.


Те курсы, которые были бы востребованными, на мой взгляд, даже не будут содержать слово «философия» в своем названии, хотя преподавать их должны специалисты именно из этой области. На самом деле, кроме как в исключительно гуманитарном контексте, я бы вообще избегал этого слова, потому что оно может спугнуть некоторых студентов (и более того, их родителей) и ввести в заблуждение остальных («Это что-то о моей личной философии жизни?»).


Наоборот, я бы назвал эти обязательные курсы как то вроде «Самые важные в жизни вопросы». Каждый студент первого курса должен был бы выбрать себе курс из списка с такими названиями: «Вопросы идентичности» (Кто я такой? Кто мы такие?) «Вопросы цели» (Почему мы здесь? Зачем это все?) «Вопросы добра и зла» (Что такое правда? Что такое красота? Что такое мораль?) «Вопросы существования» (Что значит жить? А что значит умирать? Что вообще значит быть? Или не быть?)


Вот такие вопросы!


Более того, я бы начал разговор об этом с индивидуальных или коллективных ответов самих студентов на «самые важные в жизни вопросы». Но, и это главное, не остановился бы на этом.


Напротив, я бы помог студентам понять, что мыслящие люди задавали себе эти вопросы и находили на них ответы на протяжении тысячелетий в разных культурах и эпохах. Некоторые из их ответов на эти вечные загадки человеческой жизни были очень глубокими, но они же вызывали и ответную критику.


Я хочу, чтобы студенты оценили, как важен этот разговор сквозь время и пространство и то, что они могут и должны к нему присоединиться. Но им следует делать это сдержано и с уважением, основываясь на том, что было осмыслено и сказано прежде.


Есть две главные причины требовать от студентов начинать и заканчивать свое образование с философских вопросов. Во-первых, учебные дисциплины, несмотря на все свои недавние изменения, родились благодаря тому, что человеческие существа стремились понять, как устроен мир - от того, как двигаются звезды до душевных терзаний. Самый лучший путь понять всю широту человеческого знания это пройти теми же самыми путями, которыми шли наши предки, размышляя о тех же самых проблемах. Во-вторых, большинство из нас только в подростковом возрасте становится способным размышлять о различных областях знания и их взаимосвязи.

 

Философский метод чтения, мышления и спора стали бы хорошей базой для четырех лет в колледже в независимости от того, назовем мы этот курс словом на букву «ф» или нет.

 

На втором или третьем году обучения факультетские преподаватели могли бы обращаться к философии в том ключе, который доступен для их специальности. Учите ли вы поэзии, психологи или физике, вы должны быть способны говорить о тех идеях, которые лежат в основе вашей дисциплины, о том, как эти идеи менялись или оставались неизменными, и как они соотносятся с идеями из других областей знания как смежных, так и отдаленных.

 

Чтобы заниматься этим, преподаватели не должны быть философами точно так же, как философы могут не быть специалистами в других областях знания. Но все профессора должны быть способны (точнее должны хотеть быть способными) объяснить, в каком контексте существует их дисциплина. Представьте, какими бы вдохновляющими и мотивирующими были бы такие беседы от курса к курсу, от дисциплины к дисциплине.

 

На последнем году обучения философские вопросы снова должны стать обязательным курсом, который препода